Двигательная активность при старении
1
Со времен великих врачевателей античности Гиппократа и Галена идут споры о роли повышенной физической активности в сохранении здоровья и долголетия. За последние столетия многое изменилось в образе жизни человека и в физической активности особенно. Так, по данным А. И. Берг (1964), за счет мышечных усилий человека 100 лет назад выполнялось 94% всех работ, в наши дни — 1%. Сейчас мало кто ставит под сомнение существование у современного человека дефицита двигательной активности, «мышечного голода» по сравнению с присущими ему как виду потребностями к движению. Спор может идти только о том, необходима ли только компенсация этого дефицита или более значительные физические нагрузки окажутся более эффективными для обеспечения долголетия.
При старении снижается мышечная работоспособность, быстрее развивается утомляемость, нарушается координация двигательных актов. Разность между тотальным потреблением калорий и основным обменом, которая в основном обусловлена физической активностью, в период от 20 до 80 лет снижается с 4610 до 2930 кДж/сут. Поэтому вполне естественно, что значительное внимание уделяется изучению важной для практики проблеме повышения жизне- и работоспособности с помощью факторов физической активности. Под влиянием систематических занятий физической культурой у пожилых людей наряду с улучшением общего состояния происходит заметное восстановление моторных функций, снижается тонус мозговых сосудов, увеличивается кровоснабжение мозга, улучшаются показатели состояния
некоторых тестов вегетативной нервной деятельности. При этом повышается физическая работоспособность, увеличивается скорость развития вегетативных реакций, оптимизируются реакции сердечно-сосудистой системы.
Двигательная активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов: 1) экономи-зирующий эффект (уменьшение кислородной стоимости работы, более экономная деятельность сердца и др.); 2) антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, большой диапазон легочной вентиляции, увеличение числа митохондрий и др.); 3) антистрессовый эффект (повышение устойчивости гипоталамо-гипофи-зарной системы и др.); 4) генорегуляторный эффект (активация синтеза многих белков, гипертрофия клетки и др.); 5) психоэнерготизирующий эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.).
Весь этот комплекс эффектов повышает надежность, устойчивость организма и способствует увеличению продолжительности жизни, предупреждению ускоренного старения, развития ряда патологических процессов. При высокой физической активности усиливаются энергетические процессы и системы их обеспечения. В этот период активизируются механизмы контрарегуляции, что способствует установлению метаболизма и ряда функций организма на более экономном уровне — брадикардия, увеличение ударного объема сердца, замедление ритма дыхания, снижение основного обмена, уменьшение энергетической стоимости мышечной работы и др. С возрастом возможность мобилизации всего комплекса эффектов сокращается.
При старении замедляется темп восстановительных процессов, и это обосновывает необходимость поиска оптимальных нагрузок, предельно индивидуализированных, соответствующих не календарному, а биологическому возрасту человека. По данным В. В. Фролькиса и X. К. Мурадяна (1988), после дозированной нагрузки восста-
новительный период в деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы у старых людей может быть в 1,5—2,3 раза длительнее, чем у молодых. Вот почему часто повторяющиеся нагрузки могут вызвать у них грубые нарушения. Пожилые люди могут сохранять высокую работоспособность при неизменном ритме работы. В связи со снижением лабильности всех звеньев регуляции именно ритмический компонент становится особенно «утомляющим» для пожилых.
Положительное влияние высокой двигательной активности на «качество* жизни, на развитие и течение ряда заболеваний (и в первую очередь заболеваний сердечно-сосудистой системы) бесспорно. Однако не обоснованы чересчур оптимистические утверждения, что физическая культура приведет к радикальному увеличению продолжительности жизни. Так, положительное влияние бега трусцой на различные функциональные системы организма общепризнано. Вместе с тем, по данным Крандолла (1985), у джоггеров очень высок годовой травматизм (50-90%), они находятся под более высоким риском смерти от ряда патологий. Все это показывает, насколько осторожными и взвешенными должны быть любые рекомендации по занятиям активной физической культурой.
Особенно неоднозначны результаты влияния физических нагрузок на состояние здоровья людей старших возрастных групп. Так, было обнаружено, что у занимающихся спортом пациентов старше 60 лет и с высоким уровнем риска старение происходит тяжелее, чем у тех, кто прекратил занятия, а в группе медицинского риска не обнаруживается существенного влияния физических занятий на возникновение и развитие возрастной патологии (Gailly et al., 1983). Не было обнаружено положительного влияния физической активности и при анализе 76600 человек старше 60 лет, занимающихся в спортклубах Франции (Longueville, 1983).
И. И. Мечников (1964), в свое время выдвинувший представление об ортобиозе — жизни с ее естественны ми требованиями — писал, что ортобиоз требует трудолюбивой, здоровой, умеренной жизни, чуждой всякой роскоши и излишеств. Высокая двигательная активность — неотъемлемая составная часть ортобиоза. Сочетание высокой двигательной активности с оптимальной величиной других факторов образа жизни, и в первую очередь оптимальной диетой, может быть эффективным средством обеспечения плодотворной и долгой жизни.
|