Основное действие происходит в Храме Гроба Господня, который находится в старой части Иерусалима. Храм является сложным архитектурным комплексом, центральную часть которого образует большая круглая ротонда. Почти посередине ротонды выстроена небольшая часовенка – Кувуклий. Именно за стенами Кувуклия скрыта могила, в которой, по христианскому преданию был погребён и воскрес Иисус Христос.
В 1850-х турецкие власти решили поставить точку большому числу разногласий царивших между христианами разных конфессий в Иерусалиме из за собственности и прав, и тогда был издан СТАТУС-КВО где досконально записывается последовательность действий всех обрядов для всех конфессий в городе. Все службы идут по расписанию, в том числе и служба в Великую Субботу. Этот указ действует до сих пор.
Даже уборка, ремонт храмов расписан, так что доходит до смешного - но это статус-кво, и если прозеваешь это право - то потеряешь. Каждый год при начале Великого Поста три конфесии: армяне, греки и католики издают книжку, где чётко расписаны все службы в соответствие со СТАТУС-КВО (1).
Происходящее в храме во время церемонии можно описать с двух точек зрения. Во-первых, церемония полностью регулируется «статусом кво», который неукоснительно соблюдаться всеми непосредственными участниками церемонии. Во-вторых, можно увидеть церемонию глазами паломника (восстановив её по видёосъёмке). При описание церемонии я буду приводить выдержки из статуса КВО и дополнять их происходящим в храме на основе видеосъёмок сделанных оператором армянского патриархата (2).
В Субботу Света (суббота в канун православной пасхи) весь храм и прилежащие к нему улицы наполняются людьми и полицией. Все свечи и лампады в храме потушены. Два священника (армянский и греческий) в сопровождении представителя власти осматривают Кувуклий (2, видео А).
11:00 am
Ceremony of the Sealing of the Tomb.
Церемония запечатывания Гроба.
После осмотра на двери Кувуклия накладывается большая восковая печать и несколько видных людей Иерусалима ставят свои печатки на воск (2, видео А).
11:30 am
Entry of Lay Banners and Youth into the northern portion of the Rotunda via the southern door of the Katholicon and Triumphal Arch, and also via the Ambulatory.
Вход Lay Banners (?) и Молодежи в северную часть Ротонды через южную дверь Кафоликона и Триумфальной Арки, а также через Амбулаторий.
Вскоре в храме появляется группа молодых людей. Они сидят друг у друга на плечах, бьют в барабаны и выкрикивают лозунги, суть которых сводится к просьбе огня у Бога и прославлению православия. Постепенно шум умолкает, а молодёжь сливается с толпой собравшихся паломников.
12:20 pm
The Guardian of the Holy Sepulchre transfers the LAMP from the room of Unction’s area to the Holy Edicule vie the southern part of Rotunda accompanied by the Chief Dragoman Kawasses.
Хранитель Святого Гроба переносит ЛАМПУ из комнаты Unction’s (?) в Святой Предел Ангела через южную часть Ротонды, сопровождаемый Старшим Драгоманом Кавассов .
Представитель греческого духовенства (хранитель святого гроба) подходит с закрытой колпаком лампадой (внутри находится стеклянный сосуд с маслом) к вратам Кувуклии. С врат снимают большую восковую печать, и он один входит внутрь. Тут же за ним закрываются двери Кувуклии, а двоя греческих священников контролируют вход. Через некоторое время, хранитель святого гроба выходит, через одну, приоткрытую дверь, которую тут же закрывают (2, видео А).
Священник входит в полном облачении, никто его не обыскивает, покой его присутствия внутри Кувуклии охраняют два греческих священника снаружи у врат. После выхода священника Кувуклию уже не осматривают. В такой ситуации, аргументы о тщательном осмотре Кувуклии перед нанесением печати и тщательном обыске греческого патриарха теряют смысл.
12:30 p.m. to 12:55 p.m.
Procession from the Katholicon, three times round the Rotunda, at the end of which His Beatitude the Greek Orthodox Patriarch enters the Edicule, followed by an Armenian Prelate.
Процессия от Кафоликона, три раза вокруг Ротонды, в конце которой Его Блаженство Греческий Православный Патриарх входит в Предел Ангела, сопровождаемый Армянским Архимандритом.
Появляется торжественная процессия во главе с Иерусалимским патриархом. Процессия трижды неспешно обходит Кувуклий и останавливается возле входа в него. С патриарха снимаются одежды патриаршего достоинства, так что он остаётся в одном только подризнике. Делают это исключительно священники. Патриарху выдаются пучки свеч и он, вместе с представителем армянской апостольской церкви входит внутрь Кувуклия. В 2008 году вместе с армянским архимандритом и Иерусалимским патриархом, по соображениям безопасности, внутрь Кувуклия входил и израильский полицейский (2, видео Б). Двери за входящими закрываются. Свет в Храме гроба Господня гасится, люди погружаются в ожидание схождения огня.
Можно констатировать, что полиция не осматривает патриарха (мне удалось посмотреть 9 церемоний, и везде с патриарха одежды снимали только греческие священники), а кроме священников допустимо, чтобы внутри Кувуклии присутствовали и миряне во время церемонии.
1:00 p.m. ГП
Ceremony of the Holy Fire. His Beatitude the Greek Orthodox Patriarch proceeds from the Edicule to the altar of the Katholicon, via Triumphal Arch. Simultaneously a Parish Priest and layman take the Holy Fire from the northern oval window of the Edicule and proceed via the northern portion of the Rotunda and the Ambulatory to the Altar of the Katholikon, and gives it to the Superior of the Holy Sepulchre.
Церемония Святого Огня. Его Блаженство Греческий Православный Патриарх переходит от Предела Ангела к алтарю Кафоликона, через Триумфальную Арку. Одновременно Священник Округа и мирянин берут Святой Огонь от северного овального окна Предела Ангела и переходят через северную часть Ротонды и Амбулатория к Алтарю Кафоликона, и дают это Смотрителю (?) Святого Гроба.
1:00 pm АП
Ceremony of the Holy Fire. The Prelate takes the Fire from the Edicule to the Armenian Gallery. Simultaneously, an Armenian layman takes the Holy Fire from the southern oval window of the Edicule and proceeds via the southern portion of the Rotunda to the Armenian Gallery to His Beatitude the Armenian Patriarch. Then the Prelate takes the Holy Fire from the Edicule to H. B. the Patriarch at the Armenian Gallery.
Церемония Святого Огня. Архимандрит несет Огонь от Предела Ангела в Армянский Предел. Одновременно, Армянский мирянин берет Святой Огонь от южного овального окна Предела Ангела и несет через южную часть Ротонды в Армянский Предел к Его Блаженству Армянскому Патриарху. Тогда Архимандрит несет Святой Огонь из Предела Ангела к Е. Б. Патриарху в Армянском Пределе.
Сама гробница (Кувуклий) разделена на две небольшие комнаты. Первая, так называемый предел ангела, и вторая, в которой располагается само трёхдневное ложе Иисуса Христа. С боков кувуклии вырезаны специальные окошки. Согласно договору никто не должен знать, как делят функции внутри Гроба армянский и греческий священники. Армяне утверждают, что оба священника молятся у гроба и возжигают свои свечи от горящей там лампады, согласно греческой версии, армянский священник остаётся в пределе ангела и о ниспослание огня молится только греческий патриарх. После получения огня каждый представитель своей церкви раздаёт огонь вначале из окошек Кувуклия для специальных скороходов, которые разносят огонь по важным местам храма (армянские скороходы – «один бежит в верхний наш предел где сидит наш патриарх, который сверху благословляет свечами, другой раздает по храму, а третий на улицу»). Затем греческий патриарх выходит с горящими пучками свеч, за ним следует армянский священник также с горящими пучками свеч в каждой руке (2, видео Б).
Таким образом, рассказы о разном времени появления огня кажутся странными в связи с наличием чёткого расписания для процедуры получения и раздачи огня, а также времени последующих мероприятий после выноса огня. По крайне мере в видеотрансляция 2002-2008 года время церемонии соблюдалось довольно чётко. Лишь в 2001 году, из-за драки греческого патриарха с армянским архимандритом внутри Кувуклия произошла задержка. Также понятно причины рассказов о самовозгораниях свеч, в то время как ещё не вышел из Кувуклия греческий патриарх – к этому времени скороходы успевают разнести огонь в разные точки храма и на улицу. Увидев такого скорохода, остановившегося где-то в храме и создавшего источник огня для паломников, можно подумать, что свечи у него загорелись сами.
Паломники зажигают свои свечи от факелов скороходов или пучков свеч патриарха. Но быстро их тушат. Вскоре после выхода патриарха выносят ранее внесённую, но также закрытую колпаком лампаду.
|