БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ - АРГУМЕНТЫ СКЕПТИКА

История Благодатно огня
Другие проекты
 
Оглавление


Историю благодатного огня можно поделить на четыре основных раздела.

1- Первые упоминания о чуде.
2- Особенности церемонии в разные периоды
3- Попытки разоблачений (в доработке)
4- Легенды вокруг чуда (в доработке)

Более 50 упоминаний о Благодатном огне (1), написанных до 1905 года позволяют сделать ряд заключений по каждому из разделов этой главы, однако чем более древний период мы будем затрагивать, тем менее ясной становится картина происходящего.

1 - Первые упоминания о чуде.
В связи с Благодатным огнём, в качестве самых ранних свидетельств повествующих о чуде, востоковед Крачковский упоминает относящиеся ко второй половине 9 века записи, одна из которых сделанна мусульманским литератором ал-Джахизом, а вторая христианином Бернардом (2,3). Апологетами чудесной природы огня (4), выдвигают претендентов, которые якобы свидетельствуют о более раннем упоминании о Благодатном огне. Среди них записи, сделанные в книге христианского историка Евсевия Памфила (4 век), описание своего путешествия паломницей 4 века Сильвия Аквитанской (Эльджерия) и тексты из Св. Григория Нисского (4 век) и Иоанна Домаскина (8 век). Ссылка на Евсевия является плодом недоразумения, вызванного ошибкой при цитировании принадлежащего ему текста (5). Ссылаясь на текст Сильвии, апологеты не указывают конкретного места, которое позволяет им сделать эту паломницу свидетелем наличия чуда в 4 веке. Сам же текст не содержит ни упоминаний о чуде, ни упоминаний об особой службе связанной с огнём, получаемым в Великую Субботу (6). Св. Григорий Нисскогий (точнее монофизит Севир Антиохийский (6 в)) (7), а в след ему Иоанна Домаскин пишут о свете, который видел апостол Пётр войдя внутрь пещеры после воскресения Христа (7). Конечно, некоторую связь между Благодатным огнём и светом в Гробе после воскресения увидеть можно, но не стоит торопиться этого делать. Эти авторы ссылаются на Евангелие, а там ничего подобного нет. Если не из Евангелия, то откуда они пришли к таким выводам? Подсказка видна в самом тексте, Пётр «образы видел внутренняя - чувственно и душевно» (Север), а такой свет в православной литературе называется «Свет Преображения Господня» или Фаворский свет и никакого отношения к Благодатному огню не имеет (9).
Таким образом, именно вторую половину 9 века мы можем наиболее обоснованно считать временем первых упоминаний о Благодатном огне в литературе.

2 - Особенности церемонии в разные периоды
В ходе исторического развития церемонии, посвящённой Благодатному огню, произошли изменения, которые необходимо упомянуть для понимания исторических сведетельств о этом явление. .
1. Самое важное изменение в том, что вплоть до 12 века огонь ожидали снаружи Кувуклия и только когда видели яркую белую вспышку из Кувуклия, входили внутрь для обретения огня. Т.е. огонь появлялся без присутствия людей (10).
2. Право входить внутрь Кувуклия имели представители греческой, армянской и коптской церквей. Впоследствии, копты потеряли это право.
3. На понятно, изначальное время получения огня. Древние свидетельства разняться между собой, на этот счёт (11). Так об этом пишет проф. Дмитревский, который цитирует проф. Олесницкого: "Некогда праздник огня при гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесен к предшествующему дню"(12).

ДОПОЛНЕНИЕ


1 – Сборник исторических свидетельств о Благодатном огне
2 – У литератора ал-Джахиз (ум. 869).), в его "Книге животных" есть следующая запись: "Хранители храмов не переставали устраивать для народа разные хитрости, в роде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме, (утверждающих), что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник".
3 – У христианина Бернарда (865) "В Великую Субботу, – накануне Пасхи, на "Кирие элейсон, (Господи помилуй)! "Ангел нисходит, и возжигает лампады, висящие на Гробе Господнем. Патриарх передает этот огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветит этот огонь в своем доме (…)".
4 – Например, в водной статье на сайте «Благодатный огонь».
5 – Евсевий Памфил. У этого историка есть запись о чуде случившемся в пасху во 2 веке. Цитирую:
1)Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.
3) Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде.
Но никакого упоминания о чудесно загоревшихся свечах нету. Апологеты же искажают написанное Евсевием, обычно цитируя следующий текст: "В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]
6 – Ничего не написав о Благодатном огне, Сильвия всё же оставила две интересные записи, которые могут с одной стороны показать, что в её время ещё никакого чуда не было, а с другой, дать материал для источника обряда посвящённого огню.
Первый фрагмент хорошо разобран у НД Успенского: «Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети, воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст». Сильвия, как видно, еще не знает того обряда св. огня, который изложен в Латальской и Кальской ркп. Иначе эта наблюдательная и эрудированная в вопросах иерусалимского богослужения паломница упомянула бы о нем. Но у нее есть важное для нас замечание. Она говорит, что в эту субботу в храме Воскресения служба девятого часа не правится, так как в это время происходит приготовление церкви Воскресения к пасхальному бдению и народ в это время бодрствует в большой церкви (так паломница называет церковь, расположенную за Голгофой, двери которой выходили на площадь). Эти сведения, получаемые нами у Сильвии, разъясняют нам – почему Латальская и Кальская ркп указывают совершение обряда св. огня до вечерни и при закрытых дверях храма, а равно и то, где находился в это время народ. Очевидно, обряд св. огня возник из того приготовления храма к пасхальному бдению, которое совершалось в Иерусалиме при Сильвии, в то время как народ находился в соседнем храме за Голгофой, ожидая начала бдения». Успенский, 1949 «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме».
У Сильвии есть и такая запись: «В девятый же час (что мы называем вечерней), - пишет эта паломница, - все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды»(Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН). Сходство с обрядом Благодатного огня очень большое, только лампада горит неугасимая.
Текст на английском - Pascha in Jerusalem, 375AD by the nun Egeria
7. –Во «Второе слово на воскресение», некогда приписываемом Св. Григорию Нисскому написано: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно". На всякий случай привожу Латинский вариант приведённой цитаты. «Atque his visis Petrus et comes ejus crediderunt, eum non simpliciter solum verumetiam praestantioiri mente ac sensu apostolico rem spectassent. Plenum enim luminis erat sepulcrum, ut etiamsi nox edhuc esset, dupliciter tamen, tum sensibiliter, tum spiritualer viderent ea quae intus erant» Сам текст "Второго слова на Воскресение Христово (на Пасху)" (на греческом и латыни).
Но этот труд не принадлежит Св. Григорию, его написал анафемствованнный еретик-монофизит Севир Антиохийский (6 век). В доказательство я приведу: Конспект лекций по Патрологии III курс 2-е полугодие. Читал проф. прот. Николай Гундяев в 1998-1999 уч.году
«Несколько слов посвящены праздникам. Есть слово на День Светов или на Крещение Господе. 3 слова на Пасху (1,3,4 – его аутентичные творения; 2-е слово на Пасху ему не принадлежит; 5-е сомнительно – они выходят из контекста его повествований, и написаны в другом стиле)».

Православная энциклопедия. Т. 12 / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. . - М.: Православная энциклопедия, 2006. - С. 488
"2-е и 5-е слова "О Воскресении Христовом", приписываемые Г[ригорию свт. еп. Нисскому], принадлежат, соответственно Севиру Антиохийскому (CPG, № 7035) и свт. Амфилохию Иконийскому (CPG, № 3177)"

Словарь Брокгауза-Ефрона о Севире Антиохийском
Севир — патриарх антиохийский с 512 по 519 г. В царствование императора Анастасия был одним из наиболее ревностных противников халкидонского собора, доводившим крайности монофизитства до абсурда. Признавая вселенское значение собора разбойничьего, считая его председателя Диоскора таким же учителем церкви, как и св. Кирилла Александрийского, С. высказывал и другие еретические мнения. Патриарх иерусалимский Иоанн проклял С.; император Юстин лишил его епископской кафедры и отправил в ссылку. Он умер в 542 г. На поместном константинопольском соборе 536 г. С. был анафематствован вместе с другими еретиками-монофизитами. Леонтий Византийский написал два труда в опровержение ереси С. См. архим. Феодосий, "Палестинское монашество в VI — VI вв.. (Киев, 1899, стр. 255—267).

8. – Иоанн Домаскин: «Воскресый из гроба яко воистинну, преподобным повелел еси женам проповедати востание апостолом, якоже писано есть: и скорый Петр предста гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся. Темже и увидев плащаницы, кроме Божественнаго тела в нем лежащыя, ??со страхом? возопи: слава Тебе Христе Боже, яко спасаеши вся Спасе наш: Отчее бо еси сияние» (По 1-м стихословии, седальны воскресны, глас 8).

9. Фаворский свет. Цитата:
«Этим Светом, "Светом Воскресения", была наполнена пещера гроба Господня, когда по Воскресении пришла туда Мария Магдалина и "божественно увидела" этот Свет. "Нужно рассмотреть, — пишет св. Григорий Палама, — ...каким образом, когда еще была тьма, она видела все точно и в подробностях, и когда это [то есть тьма] было снаружи, [видела] находящееся внутри пещеры. Очевидно, что вне была тьма, так как чувственный день еще не вполне воссиял, но пещера эта была наполнена Светом Воскресения; божественно видимый Марией, он возбуждал на большее любовь ко Христу и давал силу ее очам воспринимать ангельское видение и быть в состоянии не только видеть, но и говорить с ангелами. Таков оный Свет". Интересно, что в данном случае особенно наглядно проявилось как бы двойное его действие: с одной стороны, чисто духовное, внутреннее, просветившее Марию, возбудившее в ней любовь ко Господу и сделавшее ее способной видеть ангелов и вступать с ними в беседу, с другой стороны, настолько осветившее, подобно свету вещественному, внутренность пещеры, что в ней можно было видеть "в точности" все в ней находящееся, несмотря на то, что снаружи еще была тьма и "чувственный день еще не воссиял".

10 –Священники снаружи: Ахмед-ибн-ал-Касса (до 946) - "Правитель запирает дверь к гробу и садится у нея. Они все так остаются пока, не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренности гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда; в руках его свеча, которую он зажигает от этого огня, а затем выносит".
Игумен Даниил (1106-1107) И тогда внезапу возсия свет во гробе святем и изыде блистание страшно и светло из гроба Господня. И прииде епископ с четырьмя диаконы и отвероша двери гробныя".
Связенники внутри: Ибн-ал-Джаузи (до 1256) - "Когда же солнце заходит и делается темно один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошёл свет и смилостивился Христос». Они высовывают свечу через окно и народ поднимает величайший шум". - Священник находится внутри, даже передаёт свечи через окошки в Кувуклии
11. ал-Джахиза (ум. 255/869) - "масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник..."
Ахмед-ибн-ал-Касса (до 946) - "все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы [36] до захода солнца..."
Ал-Масуди (до 957) "В ней появляется огонь в день великой субботы, на утро после которой бывает Пасха".
12. Дмитриевский А. А., 1909 г.

Другие проекты
Связь по проекту
Оглавление
Hosted by uCoz