Почти каждая статья или свидетельство паломников публикуемые на православных сайтах утверждает, что огонь тёплый, в нём можно легко держать руки или умывать им бороду, в течение первых 10-15 минут после получения огня, пока он не приобрёл свойства обычного (подборка рассказов и видео ).
Уже в этих свидетельствах можно найти некоторое противоречие, например, Архимандрит Варволомей: «Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и - следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла - дырки-то и нет». Т.е. одежда горит, но чудесным свойством штопается и стирается. На православных сайтах не печатают свидетельства противоположного характера о том, что огонь, полученные буквально через пять минут после выхода патриарха из Кувуклии, обжигает, и эти свидетельства оставили не только инословные, но и православные паломники, даже священники (1). Можно конечно сказать, что кого-то обжигает, а кого-то нет. Кроме того, они просто могли не успеть уложиться в отведённые 10-15 минут. Но эти объяснения создают почву для первых подозрений в достоверности рассказов о тёплом огне. Поэтому стоит обратить внимание на видеоматериалы запечатлевшие умывания благодатным огнём.
Для изучения доступны 9 видеофильмов о Благодатном огне (2). В каждом из которых можно увидеть около 5-10 умываний. Чаще всего выглядит это как быстрое проведение рук через огонь. И самое главное, никто не задерживает руки над огнём! Тоже самое легко повторить и с обычным огнём (видео умывания обычным огнём). Мои поиски видео, на котором люди держат руки над благодатным огнём 3 – 5 секунд, т.е. время достаточное для демонстрации его отличий от обычного огня не дали результатов.
В статье Ю. Максимова «В защиту Благодатного огня» он ссылается на три видео, о которых пишет: «Если мы посмотрим хотя бы на видеокадры, выложенные в сети, то увидим, к примеру, что в одном случае паломник три секунды держит руку в пламени от целого пука свечей, во втором случае другой паломник держит над пламенем руку пять секунд, а вот третий кадр, где еще один пожилой паломник держит руку в пламени пять секунд». Но, посмотрев эти видеокадры можно констатировать подлог со стороны Максимова (3), держание над пламенем руки не превышает 1,6 секунды (за проведение) и я легко повторю умывания с видео, на которые опирается Максимов, используя пучок свеч горящих обычным огнём. Есть только одно видео из неизвестного источника, на котором запечатлено держание рука над огнём 2,2 – 2,4 секунды. В то время как в обычных условиях я могу продержать руку над обычным огнём 1,6 секунды (без повреждений). Отчасти это рекордное видео можно объяснить сниженной чувствительностью к боли у людей находящихся в аффективном состояние, таком как религиозный экстаз, но скорее всего, этот рекорд поставлен из-за сквозняка в храме. Когда дует ветер, пламя отклоняется и над ним можно держать руку почти в притык к огню, благодаря воздушной подушке создаваемой ветром, которая защищает руку. Отклонение пламени свечей в момент держания над огнём руки подтверждает это предположение, а несложный опыт с имитацией сквозняка наглядно демонстрирует возможность в таких условиях держать руку около 3 секунд (видео).
К сожалению следующий момент умывания огнём, который демонстрируют паломники в храме мне будет трудно объяснить достаточно убедительно, это умывание бороды (видео1, видео2), хотя в объяснение этого нет ничего сложного. Прикосновение огня к бороде, ведёт к её опалению, а некоторая задержка при касании и к возгоранию и есть свидетельства о том, что борода прекрасно горит при подведение к ней Благодатного огня (1). Но как же получились видеоролики с умыванием бороды огнём? На видео люди машут (а не задерживают!) пучками огня перед бородой, так как камера, огонь и борода находятся на одной линии, то мы практически не можем оценить расстояние между бородой и огнём. А оно может быть значительным (достаточно 5-10 см, от бороды, чтобы огонь ей не причинял вреда при таком умывании). Когда я совершал первые опыты с умыванием подбородка я обнаружил, что рефлекторно и незаметно для себя отвожу руку вперёд – инстинкт самосохранения срабатывает, всё таки огонь, опасная субстанция. Чтобы преодолеть рефлекторное отведение, мне приходилось специально прижимать руку с пучком горящих свеч к груди, и только тогда удавалось проводить огонь под подбородком. Паломники с бородами также проводят огнём не по бороде, а перед ней, хотя при фронтальной съёмке (а у нас только такое видео) расстояние до бороды не определить. Кто же не проводит огнём с права налево, а подносит руку с огнём к бороде, платится горящей бородой (в кино таких не снимают), или обожженным подбородком (на видео видно, что человек обжёгся, неумело поднеся огонь, однако в комментариях он пишет «..», но видео тёплого пламени так не продемонстрировано). К сожалению, мне удалось найти только одно видео с боковой съёмкой «умывания» огнём волос, где видно это рефлекторное отведение (видео). Всё просто и естественно, что я демонстрирую в моих опытах умывания бороды и волос (фронтальная съёмка, боковая съёмка).
Иммитация умывания огнём
Несмотря на утверждения о том, что Благодатный огонь не обжигает только первые 5-10 минут, существуют свидетельства, что огонь обжигает уже в первые минуты или не обжигает и через несколько часов (после его доставки в храмы России, где паломники им тоже умываются), и даже несколько месяцев (4). Хорошо иллюстрирует этот феномен опыт, описанный участником ЖЖ с ником Андроник (andronic) @ 2007-04-08 07:40:00
"Вчера в дневных новостях по НТВ через несколько минут после снисхождения Благодатного огня, Евгений Сандро в прямом эфире неспешно поводил рукой в пламени свечи и подтвердил, что оно практически не обжигает.
Мне стало интересно, и в полночь, когда моя жена в момент начала Крестного хода (куда я с ней пошел "за компанию") зажгла перед церковью иерусалимский тридцатитрехсвечный пучок, я также сунул руку в огонь, и тоже медленно там ей пошебуршил. Хотя это пламя было зажжено не от Благодатного огня, но руке становилось горячо далеко не сразу. Я повторил фокус Сандро еще пару раз, и так увлекся, что незаметил, как мои действия привлекли внимание окружающих, пришедших на пасхальный крестный ход. Верующие подбежали, стали зажигать от нашего тридцатитрехсвечника свои свечи, радостно совать руки в его пламя и кричать "Не жжёт! Не жжёт!" Некоторые пытались "подхватить" огонь, как воду сложенными "ковшиком" руками и умыться им. Наплыв желающих приобщиться к чуду оказался столь велик, что мы не могли сдвинуться с места и Крестный ход ушёл без нас.
Так я невольно стал виновником вспышки религиозного энтузиазма. Любопытно, что "ласковость" огня к приобщающимся к нему довольно забавным образом зависела от степени веры. Сомневающиеся с опаской подносили ладошки к верхнему кончику пламени, и испуганно отдергивали. Восторженные же (как перед этим и я) смело совали руки прямо в центр пламени, где температура огня существенно ниже, и не обжигались.
В результате каждый получал по вере его".
Самый простой способ определить температуру пламени, по цвету огня, но цвет у Благодатного огня самый обычный. От Благодатного огня прекрасно зажигаются фитили свеч, что было бы странно, будь огонь тёплым.
В связи со всем вышесказанным, верующим в чудесную природу Благодатного огня паломникам предлагается заснять видеоролик 5 секундного держания руки над пламенем Благодатного огня.
|