БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ - АРГУМЕНТЫ СКЕПТИКА
ВВЕДЕНИЕ


В канун православной пасхи празднуемой по юлианскому календарю, в Субботу Света происходит торжественная церемония итогом которой является раздача огня полученного с места (в соответствии с православным преданием) погребения и воскресения Иисуса Христа. Этот огонь называют Благодатным огнём, Святым светом, Иерусалимским огнём. В православном мире до сих пор распространено мнение о том, что этот огонь появляется чудесным способом и имеет ряд необычных свойств, например, в первые минуты не обжигает. Однако в отношении Благодатного огня находится немало скептиков, даже среди православных людей. Стоит отметить, что пик православного скепсиса в отношении чудесного появления огня приходится на конец 19, начало 20-го века, и его итогом стало наблюдение, сделанное ведущим русским востоковедом того времени, Крачковским, который пишет: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне"» (1). В советское время о Благодатном огне практически не упоминалось в атеистической литературе. Отчасти это обусловлено наличием блестящей работы ученика А. Дмитриевского, профессора Ленинградской Духовной Академии ЛН Успенского, на которую иногда ссылались в атеистической литературе. Полное название этой работы, написанной в 1949 году: - «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме» (2). После распада СССР и переориентации государственной политики к православию вновь вспомнили о Благодатном огне и стали активно использовать его в пропаганде православия и посрамление неверия и иноверия. За благодатным огнём ежёгодно отправляются авиарейсы, с 2003 (2002?) года осуществляется прямая телетрансляция церемонии, а СМИ заполнены апологическими статьями о Благодатном огне, глаголющие о величии православия и бессилии скептиков. Лишь в последнее время можно наблюдать некоторую перемену, отрезвление в отношении к этому явлению среди православных. Первой ласточкой была статья кандидата богословия А.Мусина (3), в которой он напомнил о работе НД Успенского, а позже им в соавторстве с С.Бычковым была выпущена книга, где были опубликованы ряд интересных статей исследователей прошлых лет, среди которых и доклад НД Успенского (4). В 2008 году сильное впечатление на А. Кураева произвело интервью греческого патриарха Феофила III с группой российских журналистов, после которого Кураев выразил свой скептицизм в отношении чудесной природы Благодатного огня (5). Общение на Интернет форумах, в темах посвящённых Благодатному огню показывает, что появляется всё больше православных из ответах которых виден былой скептицизм к этому явлению. Отрадно замечать, что в православных духовных высших учебных заведениях стали принимать к защите дипломные работы, в которых Благодатный огонь подаётся с позиции скептицизма (6).
Однако сомнения в чудесной природе благодатного огня, породили и ряд апологических работ, написанных видными православными публицистами (7), так что борьба продолжается, и накал её нарастает.

ДОПОЛНЕНИЕ
1. - Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3.Пг., 1915. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X- XIII вв. http://www.holyfire.org/doc_ChristVostok1915.htm
2. - Успенский, 1949 «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме». http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm
3. - Мусин А. БОЖЕСТВЕННАЯ ПИРОТЕХНИКА ОТ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ, 2005 http://www.inauka.ru/mifs/article53770/print.html
4. - "БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?" (С.Бычков, А.Мусин). М., Тэтис, 2008, http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=tv_reviews&id=241
5. – Небольшая статья описывающая все перипетии произошедшего.
6. - «Чинопоследование схождения благодатного огня в Иерусалиме», выполненную студентом 5 курса Института теологии БГУ Звездиным П. - http://holy-fire.ru/modules/pages/
Другие проекты
Связь по проекту
Оглавление
Hosted by uCoz